prim_folk
1. by Д.Нечаева.
Так получилось(судьбу ведь не обманешь),что обрабатываемый мной материал «фольклорного архива кафедры истории русской литературы»(язык можно сломать) был представлен преимущественно(99,9 %) таким жанром как песня, причём необрядового характера.Учитывая то,что в учебное время этот жанр на практике нами не рассматривался,могу сказать,что я чуть ли не утонула в изобилии текстов данной направленности (хотя плаваю неплохо). Песни самые разнообразные: любовные, шуточные, тюремные, печальные, даже сиротские и партизанские и т.д.Были и украинского роду-племени,хотя возможно,что некоторые исполняются просто на украинский манер или же употребляются некоторые слова(например, «мине»), что также может указывать нам на особенности местного-индивидуального говора.
Песни эти лирические необрядовые так сказать по праву:чувства,самые разнообразные, переполняют их. Здесь и печаль,и смех,и светлая грусть,и надежда, и любовь. Эти чувства усиливаются повторами строк, «вспомогательными» словами (ой,да,эх,ох и т.д.),манерой исполнения(попались тексты,которые пел хор женщин).Стоит отметить столь характерную для фольклора вариативность текста: попадались варианты одной и той же песни(например, «Хаз Булат молодой» - «Хаз Булат удалой»),разного года «сбора»,встречались и варианты русская-украинская песня(«Ой боюса, Катю,/Щоб не догоняли” - “ Ой, боюся, Катеринка,/Чтоб нас не споймали”). Всё это ещё раз доказывает,что фольклор,а в частности и песня,живёт и радуется жизни.
А теперь из наболевшего,т.е. из особенно запомнившегося. Самая первая отобранная нами(мной и моей коллегой О.В.Л.) песня - «Як служил же я у пана». Забавная,весёлая,да и вообще фольклор. Привлекла чертовка своей композицией(достаточно распространённой среди песен):строки как бы нанизываются,т.е. строки предыдущего куплета повторяются в нынешнем,в следующем - предыдущего и нынешнего и т.д.К тому же песня украинского происхождения,от этого звучит(в нашем случае читается) ещё задорней,хоть в конце немного грустно(надо ж было дивчине так упиться, что аж «впало с печки,убилося»). Другая песня вызвала небольшое открытие рта и малую долю негодования.В этой песне всё грустно да и вообще аморально - мать убивает ребёнка,потому что её попросил об этом любовник(Я пришёл к тебе, Надя,признаться,/Я готов тебе,Надя,купить/
Платье новое,модную шляпу, / Но ребёнка должна ты убить),а муж вообще в армии(мексиканский сериал какой-то). Возникает много вопросов, главный из которых-чем ребёнок был плох. Песня построена слегка нелогично:две подружки пошли на реку,одна заплакала и рассказала свою историю,в процессе рассказа-песни происходит нелогичный переход к просьбе об убийстве. Возможно,что песня утеряла какую-то свою часть в процессе жизни. А возможно,кому-то было лень нормально сочинить. Но это тайна,покрытая мраком.Как показала практика (наша фольклорная),данный сюжет достаточно распространён,есть вариант,где мужчина убивает ребёнка по просьбе женщины.
В заключение хочу передать привет маме,папе и всем родным. Могу также сказать,что практика для меня самой впустую не прошла. Было интересно познакомиться с различными текстами разного рода,в первую же очередь с песнями. Хотя кого я обманываю.


***
(Аморальная)
Вот однажды вечерней порою
Собралися подружки гулять.
Пойдём Надя,пойдём дорогая,
В сад зелёный цветы собирать.(2 р.)

Шли дорожкой,смеялись,шутили,
Незаметно дошли до ручья.
Вдруг из Надиных глаз покатилась
На букетик упала слеза.(2 р.)

Тут у Нади случилось несчастье,
Мужа в армию взяли служить
Но армейка была так красива
Стал удалый сосед к ней ходить(2 р.)

Я пришёл к тебе,Надя,признаться,
Я готов тебе,Надя,купить
Платье новое,модную шляпу,
Но ребёнка должна ты убить(2 р.)

-Что ты Ванечка,Ванечка,Ваня!
Как же трудно мне будет в груди
-Но довольно тебе притворяться,
Бери ножик-к кроватке иди.(2 р.)

Берёт ножик,к кровати подходит
А малютка встаёт и говорит.
-Мама,мамочка,р’одная мама,
Что за дядя на стуле сидит.(2 р.)

Это доченька,доченька папа
Только,доченька,папа не твой
И вонзила малюточке ножик
Только девочка крикнула-ой.(2 р.)

Облилася подушечка кровью
Она вынула нож из груди
-Теперь,Ванечка,будь ты доволен
Да почаще ко мне заходи(2 р.)

Только слышится кто-то подходит
Вот и слышится кто-то подошёл
-Открывай,Надя,милая,двери
Это муж на побывку пришёл.(2 р.)

Он заходит с какой-то трвогой
Положенье увидел у неё.
-Забирайте меня за убивство
Я за дочку свою отомстил.

***
Як служил же я у пана
Пирвое лито,
Заробил же я у пана
Курку за это
А та курка-чубатурка
Ходэ тай ходэ,
Цыпляточек водэ тай водэ.
Як служил же я у пана
Другое лито,
Заробил же я пана
Качечку за это.
А так качка дрибно скачет,
А так курка-чубатурка
Ходэ тай ходэ,
Цыпляточек водэ тай водэ.
Як служил же я у пана
Третьее лито,
Заробил же я у пана
Гусочку за это.
А та гуся сюся-сюся,
А так качка дрибно скачет,
А так курка-чубатурка
Ходэ тай ходэ,
Цыпляточек водэ тай водэ.
Як служил же я у пана
Четверто лито,
Заробил же я у пана
Индюка за это.
А та индя пиндя-пиндя,
А та гуся сюся-сюся,
А так качка дрибно скачет,
А так курка-чубатурка
Ходэ тай ходэ,
Цыпляточек водэ тай водэ.
Як служил же я у пана
Пятое лито,
Заробил же я у пана
Телятко за лито.
А та теля хвостом меля,
А та индя пиндя-пиндя,
А та гуся сюся-сюся,
А так качка дрибно скачет,
А так курка-чубатурка
Ходэ тай ходэ,
Цыпляточек водэ тай водэ.
Як служил же я пана
Шестое лито,
Заробил же я у пана
Дивчину за лито.
А та дивчо напилося,
Впало с печки,убилося,
А та теля хвостом меля,
А та индя пиндя-пиндя,
А та гуся сюся-сюся,
А так качка дрибно скачет,
А так курка-чубатурка
Ходэ тай ходэ,
Цыпляточек водэ тай водэ.

***
Варианты.
Украинский:
Чий чули ви люди
Таку новиночку:
Підманула Катирина
Богацького сина
Підманула Катирина
Богацького сина

Покинь, Яша, тата,
А я лишу діти,
Тай поїдемо у Росию
Там будем сидіти
Тай поїдемо у Росию
Там будем сидіти

Ой боюса, Катю,
Щоб не догоняли,
Щоб наші білі ручки
Назад не в’язали.
Щоб наші білі ручки
Назад не в’язали.


Ой не бійся, Яша,
Не бійся, не бійся
Я післала дай Семена
У поле орати
Я післала дай Семена
У поле орати

Оре Семен, оре
Щей з стареньким дідом,
Виглядає своєй Кати
З раненьким обідом
Виглядає своєй Кати
З раненьким обідом


Оре Семен, оре
Від краю до краю:
Усі жінки обід несуть
Мою мара ж має
Усі жінки обід несуть
Мою мара ж має

Оре Семен, оре
Від дому до дому,
Випрягає сиви воли,
Сам йде до дому
Випрягає сиви воли,
Сам йде до дому


А прийшов до дому,
Та ввійшов до хати:?
Діти мої дрібнесеньки
Тай де ваша мати?
Діти мої дрібнесеньки
Тай де ваша мати?

Пішла наша мати
Калину ламати,
Тай щось вона говорила,
Що вже нам не мати.
Тай щось вона говорила,
Що вже нам не мати.

Пішла наша мати
В ліс по телята,
Тай щось вона говорила,
Що ми сиротята.
Тай щось вона говорила,
Що ми сиротята.


Пішла наша мати
В ліс по корови,
Тай щось вона говорила,
Бувайте здорови
Тай щось вона говорила,
Бувайте здорови


Ударився Семен
По полах руками:
Діти мої дрібнесеньки
Пропащий я з вами
Діти мої дрібнесеньки
Пропащий я з вами

Пропащий я з вами,
Що й буду робити,
Хто вам буде що суботи
Головочки мити
Хто вам буде що суботи
Головочки мити


Головочки мити,
Сорочата прати,
Хто вас буде дрібних дітей
Тепер доглядати
Хто вас буде дрібних дітей
Тепер доглядати

Русский:
Кидай, Петр, жинку,
А я чоловика,
Да й пойдем на Вкраину,
Де весело дити.
Ой, боюся, Катеринка,
Чтоб нас не споймали,
Чтоб же наших белых ручек
Назад не связали.
Ой, не бойся, Петру,
Некому ловити.
Я послала свово Грицко
На поле косити
Кося, Грицко, кося
На шлях поглядая,
Уси жинки обед несут,
Но моей немае.
Докосився Грицко
До поздние поры,
Кинув косу на долыну
Сам пишёв до дому
Кинув косу на долыну
Сам пишёв до дому

Пытается в малых деток,
де где наша маты
-Таты, наша маты
пошла по телята
да й казала й говорила
что мы сиротята
да й казала й говорила
что мы сиротята
-Таты, наша маты
пошла по калину,
да й казала й говорила,
что я вас покину,
да й казала й говорила,
что я вас покину,

Пришёл Грицко до новы скрыны
Нету грошей, нету скрыны.

Подымитесь ветры,
Ударьте морозы,
Заморозьте Катерину
С Петром у дороги
Заморозьте Катерину
С Петром у дороги

Катерина не дура,
Чоботы обула,
Кожух новый затянула,
На Вкраину потягнула

2. by Г. Гуськова
Как известно, фольклор — это совокупность явлений народного быта, выраженных в форме песен, обрядов, обычаев и т. д. Из этой совокупности можно выделить одну большую группу — детский игровой фольклор. На мой взгляд, данный вид народного творчества, требует к себе особого внимания, так как, по существу, является как бы основой фольклора. Ведь, если не ошибаюсь, один из эффективных способов взаимодействия людей — это игра. Игра уникальна тем, что она позволяет создать команду, сплотить людей, иногда совершенно разных по своему характеру. Кроме того, она учит жизни, учит общаться, размышлять, реагировать. Еще в далеком детстве в игре мы впервые в жизни узнавали, что такое победа и поражение. Но порой одних только правил мало: необходимо и распределение ролей, и наличие ведущего. Для этого и были созданы считалки.
Не знаю как у других, но, вспоминая свое детство, я не помню ни одну дворовую игру, обходившуюся без этих забавных, иногда смешных считалочек. Может быть, такие игры и были, но наверняка я их оттого и не запомнила, что они не сопровождались этим, скажем так, «ритуалом». Я не зря их так называю: ведь, если приглядеться повнимательнее, можно обнаружить некую загадку, тайну, которая делает эти считалочки такими особенными и притягивающими внимание. Они так же непосредственны, как сами дети, просты по своей форме и содержанию, не требуют особых усилий при заучивании, более того, они сами собой откладываются в памяти ребенка, так как невелики по объему и часто повторяются в процессе игры. Уникальность их определяется уже тем, что они способны вызвать улыбку, как у ребенка, так и у взрослого. Ведь услышав эти «волшебные слова», тут же вспоминаешь далекое светлое детство и радостный детский смех, вспоминаешь, как было весело и здорово. Правда в современном мире с его техническим прогрессом, я все меньше замечаю во дворе ребятишек, играющих в догонялки, прятки и пр. Сейчас это как бы постепенно становится не модным и используется в основном в детских лагерях, дет. садах, на уроке физкультуры и т. п. Последнее время детьми обсуждаются компьютерные игры, которые чаще не развивают, а развращают воображение детей. Иногда они просто замыкаются в себе, по большому счету играя с «машиной». Они отделяются от общества, они вряд ли способны создавать коллектив, ведь они даже не пытались! Что же получается? Не такой уж он и «прогресс», раз еще в детстве ограничивает нас от общения с живыми людьми. Здесь следует заметить и то, что с «вымиранием» дворовых игр, теряют свою актуальность и считалочки.
Но я не хочу сказать, что они вскоре совсем «исчезнут с лица земли». Ведь и по сей день большое внимание уделяется, скажем, колядкам, гаданиям, с большим удовольствием мы слушаем народные песни, сказки, некоторые даже сами сочиняют. Среди нас найдется масса суеверных людей. И как бы там ни было, каждый, не обязательно даже образованный человек знает «пару-тройку» остроумных пословиц или поговорок, загадок и даже считалок. Чего только стоят «А» и «Б» сидели на трубе» или «Эники-бэники», или «Аты-баты шли солдаты», или «На золотом крыльце сидели» и т. д.
Несмотря на их простоту, считалки иногда сочетают в себе и другие жанры фольклора. Следует учесть и тот факт, что они должны напеваться. Это связывает наши считалочки с народной песней. Существует такой вид считалок, как считалки-скороговорки:
Ехал Грека через реку,
Видит Грека: в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап!
или
Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
"Приходите все на чай!"
сколько чаек, отвечай?
считалки-песенки:
тинцы-бринцы, бубенцы,
раззвонились удальцы:
диги, диги, диги-дон,
выходи скорее вон
или
Цынцы-брынцы, балалайка.
Цынцы-брынцы, поиграй-ка.
Цынцы-брынцы,, не хочу.
Цынцы-брынцы, заплачу.
Цынцы-брынцы, дай пятак.
Цынцы-брынцы, выйди так!
или
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
Села кошка на такси.
А котята прицепились
И бесплатно прокатились
и такой вариант
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
Что украла принеси.
Я украла колбасу,
Завтра утром принесу.
считалки-дразнилки:
Катилась апельсинка,
по имени Иринка.
Уроки не учила
И двойку получила.
Покатилася назад –
Получила ровно пять.
или
Федя – медя
Съел медведя,
Две коровы, три быка,
Съел хромого гусака,
Съел цыплёнка у ворот,
Пошёл Федя в огород.
В огороде месяц май,
Выходи и догоняй!
или
Вертолёт, вертолёт,
Прокати меня в полёт.
А в полёте пусто,
Выросла капуста.
А в капусте червячок,
Вышел Ваня-дурачок.
а также особый вид считалок, основанных на сказочных сюжетах:
В синем море-океане
Золотой стружок плывёт.
А на острове Буяне
Роща белая растёт.
Станем думать да гадать,
Как берёзки сосчитать?
Как ни думай, ни гадай,
Только нас ты догоняй!
или
Плыл по берегу пескарик,
Потерял воздушный шарик.
Помоги его найти,
Посчитай до десяти:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять,
Выплывает белый месяц.
А за месяцем луна,
Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду.
Я поеду в тёмный лес,
Там стоит мой красный крест.
Там моя могила –
Ты Руслан, а я Людмила.
или, вариант «На золотом крыльце сидели»
На золотом крыльце сидели :
Мишки Гамми , Том и Джерри ,
Скрудж Макдак (дядя Скрудж) и три утенка.
Выходи, ты будешь Понка!
А у Поночки звезда,
Там проходят поезда.
Если поезд не пройдет,
Скрудж Макдак с ума сойдет.
или
На золотом крыльце сидели :
Винни Пух и Том, и Джерри,
Микки Маус, три утенка.
Выходи, ты будешь Понка!
Если Понка не придет,
Скрудж Макдак с ума сойдет.
И этот список можно продолжать.
Как бы там ни было, я надеюсь, что считалочки есть и будут развиваться дальше и развивать детей и несмотря ни на что будут передаваться из уст в уста, из поколения в поколение. Ведь то, что веками притягивало к себе внимание и вызывало бурю положительных эмоций, и в наши дни заслуживает уважения и притягивает к себе внимание детей. К тому же ничто иное не способно так незатейливо открывать перед ребенком вход в этот мир со всеми его причудами, как эти забавные детские считалочки.

@темы: эссе